Цели и задачи работы школьного информационно-библиотечного центра (ШИБЦ)
- Развивать и поддерживать в детях привычку и радость чтения и учения, а также потребность пользоваться библиотекой в течение всей жизни.
- Предоставлять собой информационное пространство, в котором обеспечен равноправный и открытый доступ к качественным источникам информации на любых носителях.
- Побуждать учащихся овладевать навыками критической оценки и использования информации вне зависимости от вида, формата и носителя и применять полученные знания на практике.
- Организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию школьников.
- Работать с учащимися, учителями, администрацией и родителями, способствуя реализации задач школы.
Основные функции ШИБЦ
- Образовательная.
- Информационная.
- Воспитательная.
Информационно-библиографическая и справочная работа.
- Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обеспечением педагогических работников:
- совместная работа по составлению заказа на учебно-методические документы;
- обзоры новых поступлений;
- подбор документов в помощь проведению предметных недель и других общешкольных и классных мероприятий;
- оформление книжных выставок на изучаемую тему по какому-либо предмету;
- помощь в подборе документов при работе над методической темой школы;
- Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обслуживанием обучающихся:
- на абонементе;
- в читальном зале;
- в цифровых мультимедиа зонах;
- подбор литературы для написания рефератов, докладов и т.д.;
- помощь в подготовке к общешкольным и классным мероприятиям;
- проведение индивидуальных и групповых библиотечных занятий.
Работа с библиотечным фондом
— Изучение состава фонда и анализ его использования.
— Формирование фонда библиотеки традиционными и нетрадиционными носителями информации.
— Формирование общешкольного заказа на документы основного фонда (при наличии бланка-заказа)
— Комплектование фонда в соответствии с образовательной программой школы
— Прием, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений.
— Учет библиотечного фонда.
— Прием и оформление документов полученных в дар, учет и обработка.
— Выявление и списание ветхих, морально устаревших и неиспользуемых документов по установленным правилам и нормам (в том числе оформление актов и изъятие карточек из каталогов).
— Выдача документов пользователям библиотеки.
— Расстановка документов в фонде в соответствии с ББК.
— Оформление фонда (наличие полочных, буквенных разделителей, индексов), эстетика оформления.
— Проверка правильности расстановки фонда.
— Обеспечение свободного доступа пользователей библиотеки к информации.
Внедрение новых информационных технологий.
В условиях информатизации школы и общества первоочередной задачей для школьных библиотек является внедрение в деятельность информационно-коммуникационных технологий, которые помогут сделать библиотеку более доступной, привлекательной и эффективной.
Это выводит на первый план такие задачи, как:
— накопление, обработка, распространение информационных ресурсов и материалов в различных форматах;
— ведение информационно-поисковых систем и библиографических баз данных, позволяющих оперативно и полно находить необходимую информацию;
— создание и наполнение баз данных по методике и образованию;
— помощь учащимся и педагогам в определении ресурсов и использовании информации;
— воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации школьников, развитие их творческого потенциала.
В свою очередь, эти направления включают уровни внедрения информационных технологий в деятельность школьных библиотек:
— расширение спектра библиотечных услуг и предоставление доступа к электронным ресурсам;
— внедрение автоматизированных информационно-библиотечных систем: с сентября 2016 года ШИБЦ подключен к Электронной Образовательной платформе «Электронный каталог Забайкальского края», где осуществляется поиск, заказ и возврат;
— накопление и организация электронных ресурсов;
— создание собственных цифровых ресурсов;
— создание сайтов/электронных библиотек;
Повышение квалификации
- Работа по самообразованию:
- освоение информации из профессиональных изданий,
- использование опыта лучших школьных библиотекарей,
- посещение семинаров, участие в конкурсах, присутствие на открытых мероприятиях, индивидуальные консультации.
- Регулярное повышение квалификации.
- Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий
- Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг, повышение их качества на основе использования новых технологий: компьютеризация библиотеки, использование электронных носителей, создание видеотеки, аудиотеки и т.д.
Обеспеченность учебниками за счет школьной библиотеки на 2017-2018 учебный год
№ | Школа | КЛАССЫ (обеспеченность в %) | Итого | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |||
МОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №2 им Ю.Б. Шагдарова» | 84% | 79% | 84% | 85% | 82% | 88% | 91% | 94% | 92% | 96% | 94% | 88% |
Сведения о читателях
Количествоучащихся | Количествоучителей | Число читателей | % охватачтением | ||||
начальнойступени | основнойступени | старшей ступени | учителей | всего | |||
1037 | 73 | 471 | 431 | 136 | 73 | 1069 | 100% |
- Основные показатели
школа | фонд | кн/выдача | обращаемость | читаемость | посещаемость |
МСОШ №2 им. Ю.Б.Шагдарова | 8447 | 26725 | 3,1 | 25 | 20 |
Общая площадь
Абонемент – 45 кв.м.
Читальный зал – 90 кв.м. (40 посадочных мест)
Книгохранилище – 90 кв.м.
Фонд библиотеки
Общий фонд – 27421
Из них:
Учебный – 19964
Книжный – 7457 экз. в т.ч.:
Художественная литература – 5203 экз.
Методическая литература – 1469 экз.
Справочная литература – 785 экз.
Цифровые образовательные ресурсы:
CD, электронные учебники – 918
Аудио – 62
Видео – 64
Всего: 1044
Педагог — библиотекарь: Б.Д.Дамдинова