«Согласовано» «Утверждаю»
«_07_» _сентября 2017г. Директор МОУ «МСОШ ______________________ №2 им.Ю.Б.Шагдарова»
___________Л.Б.Шагдарова
«_07_» ___сентября_ 2017 г
Учебный план
МОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная школа № 2 имени ЮБШагдарова»
основного общего образования и среднего общего образования
пгт.Могойтуй, 2017
Пояснительная записка
к школьному учебному плану 2017-2018 учебного года
При составлении учебного плана образовательное учреждение руководствовалось следующими нормативными документами:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации».
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» 2 февраля 2016.
Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» 9 февраля 2016.
Одобрена «Примерная основная образовательная программа основного общего образования» решением от 12 мая 2016 года. Протокол №2/16.
Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.10.2010 №ИК-1494/19 «О введении третьего часа физической культуры».
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ МО РФ от 18.07.2002 №2783);
Приказ Министерства образования Забайкальского края от 19 марта 2012 года №461 .
Учебный план состоит из инвариантной части (базовый компонент) и вариативной (региональный + школьный компоненты).
Срок освоения программ основного общего образования – 5 лет.
Срок освоения программ среднего общего образования – 2 года.
Продолжительность учебного года в 5-11 классах — 35 недель (без учета государственной итоговой аттестации).
Продолжительность урока составляет 45 минут.
Цели учебного плана:
- Реализация ФГОС в 5-9 классах;
- Обеспечение условий для получения обучающимися основного и среднего общего образования на базовом и профильном уровнях;
- Предоставление возможности выбора профиля обучения в системе предпрофильной подготовки;
- Осуществление профильного обучения в старшей школе;
- Удовлетворение познавательных интересов и потребностей учащихся через предоставление набора элективных курсов;
Школа реализует вариант 2. Региональный учебный план, предназначенный для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения, где бурятский язык и литература изучается факультативно и по программе интенсивного обучения.
Основное общее образование.
Учебный план для 5-9 классов, осуществляющих образовательную деятельность по ФГОС основного общего образования.
В соответствии с решением Министерства образования и науки Забайкальского края в экспериментальном режиме школа переходит на апробацию ФГОС основной школы в 8-9 классах.
Школа реализует вариант 2 — для общеобразовательных учреждений.
В 5 классе «Природоведение» разделено на биологию и географию. Обществознание изучается с 5 класса. По основам духовно-нравственной культуры обучение проходит через воспитательную работу на классных часах
Структура учебного плана ООО содержит обязательную часть (70%) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (30%), включая направления внеурочной деятельности.
Изучение основных предметов учебного плана может осуществляться как в традиционной форме (урок – как аудиторное занятие), так и в других формах аудиторных и внеаудиторных занятий (творческая мастерская, образовательное путешествие, познавательная лаборатория, конференция и т. д.).
Распределение часов на урочную и внеурочную деятельность идет в соотношении 70/30.
Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей. При организации внеурочной деятельности школа ориентируется на комфортность обучения, создание условий для развития личностного потенциала ребенка, мотивацию к познанию, самостоятельной творческой деятельности, формированию метапредметных компетенций.
5-8 классы
№ | Направления внеучебной деятельности | Занятия по выбору | Кол-во детей | Кол-во часов | Всего часов | |||
Спортивно-оздоровительное | шахматы | 159 | 1 | 7 | ||||
Художественно-эстетическое | хореография | 145 | 1 | 6 | ||||
хореография | 12 | 1 | 1 | |||||
вокал | 28 | 2 | 4 | |||||
Техническое творчество | робототехника | 126 | 1 | 5 | ||||
информатика | 185 | 1 | 8 | |||||
медиаобразование | 65 | 1 | 3 | |||||
прикладная математика | 12 | 1 | 1 | |||||
Военно-патриотическое | юнармейцы | 35 | 1 | 2 | ||||
История России | 22 | 1 | 2 | |||||
Естественно-научное | Эспериментальная химия | 27 | 1 | 2 | ||||
«Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)», направленные на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, изучаются с VII класса — как самостоятельный учебный предмет.
Учебный предмет «Обществознание» изучается с V по XI класс.
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» вводится для изучения на ступени основного общего образования. На его освоение отведен 1 час в неделю в 8, 9 кл.
Учебные часы компонента образовательного учреждения в учебном плане используются в следующих целях:
- увеличение количества учебных часов, отводимых на отдельные предметы, курсы, указанные в федеральном и региональном компонентах учебного плана для выполнения программы:
Школьный компонент учебного основного общего образования.
Курс «Информатики» по 1 часу в 5-6 классах.
На хореографию из школьного компонента отводится по 1 часу в 7б,7в, 7г, 8а, 8б, 8в, 9в,г классах.
Прикладная математика 9в — 1 час.
Медиаобразование 9а, 9в, 9г классах – 1 час.
Робототехника 6б, 7а, 8ав, 9а – 1 час.
Шахматы 5 абвг, 6 авг — 1 час.
ИЗО изучают учащиеся 5-8-х классов, технологию — 1 час учащиеся 8-х классов, 2ч -5-7 кл. ОБЖ- 1 час — 8 – 9 классы, музыка – 1ч – 5-8 кл.
На изучение бурятского языка и литературы факультативно дано в 5-9 классах по 2ч
Учебники по бурятскому языку, используемые для факультативного изучения
- «Алтаргана» С.Ц.Содномов. «Бэлиг».Улан-Удэ. 5-6 кл (2011), 7-8 кл.(2013).
- «Мэндэ» Богомолова О.И. Гунжитова Г-Х.Ц. «Бэлиг». Улан-Удэ. 2009- 9 кл.
При проведении учебных занятий по технологии в 5АБ,6Б, 7АБГ, 8АВ осуществляется деление классов на две группы.
По иностранному языку делятся классы с наполняемостью 25 и более учащихся:
5а, 5б, 6б, 7а,7б,7г,8а,8в,9а9г.
На предпрофильную подготовку в 9-х классах выделено по 2 часа в неделю.
Учащиеся среднего общего образования занимаются по индивидуальным учебным планам. Профильные предметы определяют специализацию конкретного профиля, при этом каждый обучающийся выбирает не менее трех профильных предметов.
Обучение ведется в группах переменного состава по профильным предметам, по базовым предметам учащиеся занимаются в своем классе.
Выбор профильных предметов в основном соотносится с тем набором экзаменов, которые будет сдавать обучающийся.
Таблица по выбору учебных предметов базового и профильного уровней на 2017-2018 уч.год.
11АБВ классы
Учебный предмет | Базовый уровень | Профильный уровень | ||||
Часы в неделю | Кол-во обуч. | Число групп
( классов) |
Часы в неделю | Кол-во обуч. | Число групп | |
Русский язык | 2 | 26 | 1 | |||
Русский язык | 1 | 41 | 2 | |||
Литература | 3 | 67 | 3 | |||
Иностранный язык | 3 | 67 | 5 | |||
Математика | 6 | 67 | 3 | |||
Информатика и ИКТ | 1 | 42 | 2 | 4 | 25 | 2 |
История | 2 | 41 | 2 | 4 | 26 | 1 |
Обществознание | 2 | 67 | 3 | |||
Право | 2 | 26 | 1 | |||
Экономика | 1 | 25 | 1 | 2 | 26 | 1 |
География | 1 | 67 | 3 | |||
Физика | 2 | 42 | 2 | 5 | 25 | 1 |
Химия | 1 | 51 | 2 | 3 | 16 | 1 |
Биология | 1 | 51 | 2 | 3 | 16 | 1 |
Основы безопасности жизнедеятельности | 1 | 67 | 3 | |||
Физическая культура | 3 | 67 | 3 |
Таблица по выбору учебных предметов базового и профильного уровней 10АБВ классы
Учебный предмет | Базовый уровень | Профильный уровень | ||||
Часы в неделю | Кол-во обуч. | Число групп | Часы в неделю | Кол-во обуч. | Число групп | |
Русский язык | 2 | 56 | 3 | |||
Литература | 3 | 56 | 3 | |||
Иностранный язык | 3 | 56 | 4 | |||
Математика | 5 | 27 | 1 | 6 | 29 | 2 |
Информатика и ИКТ | 1 | 34 | 3 | 4 | 22 | 1 |
История | 2 | 29 | 2 | 4 | 27 | 1 |
Обществознание | 2 | 56 | 3 | |||
Право | 2 | 27 | 1 | |||
Экономика | 2 | 27 | 1 | |||
География | 1 | 56 | 3 | |||
Физика | 2 | 34 | 2 | 5 | 22 | 1 |
Химия | 1 | 49 | 2 | 3 | 7 | 1 |
Биология | 1 | 49 | 2 | 3 | 7 | 1 |
Основы безопасности жизнедеятельности | 1 | 56 | 3 | |||
Физическая культура | 3 | 56 | 3 |
Цифровая школа (ЦШ) – это образовательное учреждение, которое осознанно и эффективно использует цифровые технологии в образовательный процесс с целью повышения конкурентоспособности каждого ученика. Реализуемая в школе модель Цифровой школы требует интенсивного внедрения цифровых технологий в образовательный процесс. Одной из главных задач ЦШ является повышение ИКТ-компетентности учащихся. Из часов школьного компонента на курс технологии в 10АБ -11 классах добавлен 1 час.
Обучающиеся среднего общего образования делятся на подгруппы на уроках английского языка, информатики.
В части ШУП, формируемого участниками образовательного процесса, выделено на изучение родной литературы по 1 часу в 10-х классах.
В 10-11 классах школьный компонент представлен курсами «Основы политических знаний», «Экономика», «Социология».
Часы, отведенные на компонент образовательного учреждения проводятся в виде учебных практик и исследовательской деятельности; осуществления образовательных проектов и т.п. ИКТ используются активно в образовательном процессе.
Реализация новой модели учебного плана требует и другой организации образовательного процесса, который вынужден опираться на динамическое, нелинейное расписание учебных занятий. В целях достижения планируемых результатов данной ООП урок перестает быть единственной формой организации образовательного процесса, поэтому в учебном плане предусмотрено включение условий для обеспечения выбора участниками образовательного процесса. Решение этой проблемы лежит в рамках разработки и использования нелинейного расписания школьных занятий.
Нелинейная модель школьного расписания подразумевает организацию работы образовательного учреждения в режиме, позволяющем объединить то, что традиционно определяется как учебная и внеучебная сферы деятельности ребенка. Нелинейная модель позволяет сформировать образовательное пространство учреждения, способствующее реализации индивидуальных образовательных потребностей обучающихся, объединить в функциональный комплекс образовательные, воспитательные и оздоровительные процессы.
Основные характеристики нелинейного расписания: гибкость,
вариативность и динамизм. Оно составляется на одну учебную неделю с учётом календарно-тематического планирования программного материала и интересов обучающихся. Виды деятельности и формы проведения занятий в данном расписании меняются в зависимости от изучаемого материала. Учебный день школьника – это комбинация уроков, театральных, спортивных, индивидуальных занятий, экскурсий и походов, социальных проектов.