Учитель русского языка и литературы
Амагаланова Б.Б.
Сценарий метапредметного занятия по формированию способности понимания
(на материале стихотворения Роберта Рождественского «Случай»)
Предметная цель: формировать умение анализировать лирическое произведение.
Метапредметная цель: развитие способности понимания «глубинного» смысла текста способом выдвижения смысловых версий и углубления их.
Единица содержания (предметом работы в традиционной парадигме является предметная тема, а в МДП – ЕС, имеющая предметную, деятельностную и мыследеятельностную составляющие):
Предметное содержание образования — тема, основная мысль, композиция, образная структура, лирический герой, авторская позиция, выразительно-изобразительные средства.
Деятельностное содержание: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Мыследеятельностная единица содержания: смысловая версия. Ученики осваивают способ выдвижения смысловой версии и углубления её за счёт анализа, обоснования, объяснения оснований другого видения чужой версии.
Ход занятия:
- I. Выдвижение первичных смысловых версий (с фиксацией на доске)
1) Подготовка к работе с текстом:
Мобилизующий этап.
Учитель: Внимание! Мы станем участниками виртуального телемоста 2013-2130год. Вы имеете уникальную возможность заглянуть в будущее.
(На интерактивной доске демонстрируется видеофильм о будущем человечества )
Один из возможных вариантов развития человеческой цивилизации.
2130 год. Научный прогресс достиг пика. Генная инженерия штампует людей – клонов. Человечество забыло вкус родниковой воды, запах березовых рощ, красоту поэтического слова.
Ребята, послушайте видеообращение человека будущего Нэнси.
Звучит голос человека будущего Нэнси: «Я обращаюсь к Вам, дети Прошлого. Вы еще можете почувствовать запах цветущих садов, полистать бумажные листы поэтических сборников. Дайте нам возможность понять, что же мы потеряли. Какая она, поэзия?»
Учитель: Давайте попробуем помочь человеку будущего Нэнси на примере стихотворения поэта-шестидесятника.
Но прежде я хочу вам рассказать об одном случае из жизни поэта. В разгар начала войны в июле 1941 года в «Омской правде» напечатали небольшое стихотворение, написанное девятилетним мальчиком. И за стихотворение будущему поэту дали 9 рублей. Этот первый драгоценный гонорар он перечислил в Фонд обороны.
Второй случай. На даче жена поэта получила письмо, которое начиналось так: «Милая, родная Аленушка! Впервые за 40 лет посылаю тебе письмо со второго этажа на первый…» Эти трогательные строки написаны за год до смерти.
Ребята, а что такое случай?
Предполагаемые ответы учащихся: событие, которое произошло, встреча, быль, происшествие…
Учитель: Подберите прилагательные к слову случай.
Предполагаемые ответы учащихся: трагический, бытовой, смешной, нелепый, судьбоносный…
Учитель: Итак, случай… Вы, возможно, догадались, что два случая, рассказанные мною, из жизни удивительного поэта — Роберта Рождественского. Сегодня на поэтической волне встреча с поэтом-шестидесятником (демонстрируется видеофрагмент выступления поэта).
2) Определение смысла стихотворения Р.Рождественского «Случай»
Учитель: Ребята, сейчас мы прочитаем стихотворение Роберта Рождественского «Случай».
Убили парня за здорово живёшь.
За просто так.
Спокойно. Как в игре…
И было это не за тыщу вёрст
От города. А рядом. Во дворе.
Ещё пылали окна…
Между тем
Он так кричал,
прижав ладонь к груди,
Как будто накричаться захотел
За долгое молчанье впереди…
Крик жил отдельно!
Вырастал стеной.
Карабкался, обрушивался с крыш.
Растерзанный, отчаянный, больной,
Нечеловечески огромный крик!
Он тёк по трубам,
полз по этажам,
Подвалы заполнял и чердаки.
Он ошалело тыкался в звонки,
Ломился в двери и в замках визжал.
Он умолял,
он клянчил: «Защити»!..
Навстречу ослабевшему ему,
Плыл шепоток:
«Не надо…», «Не ходи…»,
«Простудишься…»,
«Не надо…», «Ни к чему…».
Да, случай. Как-то. В городе одном.
Но помните, другие города!
…«Вот если бы не вечером, а днём»…,
…«Вот если бы на фронте —
— я б тогда…».
И всё. И только молний пересверк.
И всё. И не остановился век.
Какое это чудо – Человек!
Какая это мерзость
– человек.
Учитель: Как вы думаете, в чём смысл данного стихотворения? Запишите ваши версии (Дети выдвигают версии, которые записываются на доске).
- II. Этап проблематизации (фиксация поверхностного восприятия текста)
— Сравните свои версии с другими и объедините схожие (В результате объединения версий получается несколько версий-4,5).
1.Это стихотворение об одном случае.
2.О жестокости.
3.О равнодушии.
4.О ценности человеческой жизни.
III. Углубление версии понимания смысла текста.
1)Вопросы, направленные на продвижение, углубление понимания текста.
Учитель : Литературовед А. Зенков считает, что одним из самых сложных и загадочных анализов является анализ поэтического текста: «Невероятно сложно понять смысл поэтических строк…». Как вы думаете, что значит понять смысл лирического текста?
Предполагаемые ответы учащихся: выделить ключевые мысли, заложенные автором; понять авторскую позицию; выявить жанровое своеобразие, тематику, образную структуру, средства поэтического языка, звуковую организацию; определить общечеловеческую, философскую значимость стихотворения…
Учитель: Работая в группах, проверьте, дополните, углубите свои смысловые версии с учетом вышесказанного. Выберите ту смысловую версию, которая вам ближе. Распределитесь на группы. Задание для групп: выяснить, какие элементы текста не учитывает версия другой группы. Ответы подтверждайте текстом.
Выявите образную структуру текста, движение поэтической мысли.
Как меняются чувства лирического героя от начала к финалу стихотворения?
Определите роль языковых средств в создании образа, воплощении идеи лирического текста?
2)Доработка версий в ходе работы с текстом (5 мин)
Организация ситуации взаимообогащения понимания текста за счёт коммуникации со сверстниками в коллективной деятельности. Групповая работа, в ходе которой учащиеся расширяют, дополняют первичное понимание.
Вопросы на продвижение понимания текста:
Учитель : Соотнесите образ крика в стихотворении «Случай» с картиной норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка «Крик». Данная картина 2 мая 2012 года продана на аукционе за баснословную цену-119 миллионов долларов, что представляет рекорд для произведений искусства.
Какие характеристики крику можно дать, исходя из колорита картины? Подберите определение крику, соотнося с цветом картины?
Предполагаемые ответы учащихся : одинокий, потерянный, тревожный, испепеляющий, безысходный, предупреждающий о катастрофе, о трагедии…
Учитель:Почему поэт в двух последних предложениях пишет одно и то же слово по-разному?
Как вы понимаете строки « Но помните, другие города!»
В каких строках выражается авторская позиция?
Ваша интерпретация строк «Какое это чудо – Человек! Какая это мерзость – человек».
3)Выступления групп (5 минут)
— Какие у вас получились доработанные версии? Как вы ответили на общий вопрос. Объясните свою схему.
1 группа: Поэт пишет не только о …
2 группа: Смысл стихотворения в том, что ……
- группа: Стихотворение о …
Вывод: обобщенная смысловая версия стихотворения — о бесценности человеческой жизни, о праве человека на жизнь, о праве выбора, о сущности человека: «Какая это мерзость – человек» и « Какое это чудо – Человек!»
Рефлексия приращения уровня понимания. Рефлексивная фиксация причины изменения смысловой версии.
Учитель : Ребята, у кого изменилась первая версия? Почему? Вы в ходе анализа дополнили, изменили, обогатили свои смысловые версии? Какое открытие истин для себя совершили?
Маленькое по объему стихотворение, а сколько проблем затронуто в нем, сколько истин таит оно. Не зря лингвист Шанский считает, что «поэтический текст — мощный механизм истины, модель реального мира».
Вернемся к началу урока. Что бы вы ответили человеку будущего Нэнси?
(Звучат ответы учащихся)
Учитель: Поэтический текст заставляет нас думать и размышлять о вечных философских проблемах – о добре и зле, о жизни и смерти, о сущности человека. Рождается маленький человек на разных континентах, не важно, какого цвета его кожа, какой формы разрез глаз, ибо душа ребенка чиста ( демонстрация фрагмента документального фильма «Малыши»).
И вот наш малыш вырастает. Каждый выбирает свой путь. По Рождественскому, либо это путь добра и созидания, либо это путь зла, насилия, разрушения. Выбор за каждым из нас.
Демонстрация слайдов с комментарием:
Слайд №1.
Норд-Ост. Женщина- террористка. Сто тридцать жертв! Трое суток в плену оставались 916 заложников.
Слайд №2.
Чулпан Хаматова. Учредитель благотворительного фонда «Подари жизнь». Фонд помогает детям, больным раком.
Слайд №3.
«Рussy Riot». Девушки, глумящиеся в Храме Христа Спасителя.
Слайд №4. Мать Тереза- лауреат Нобелевской премии мира. Каждое утро мать Тереза начинала с молитвы «Господь, дай мне силы утешать, а не быть утешаемым, понимать, а не быть понятым, любить, а не быть любимым».
Слайд №5.
Самара. Преступник, лишивший жизни 19 старых людей, самых уязвимых и беспомощных.
Слайд №6.
Алдар Цыденжапов. Герой России, ценой своей жизни спасший 300 человек.
Действительно, « какая это мерзость – человек» и « какое это чудо – Человек.ю тмлмал
дч