Всероссийский конкурс «Учитель года России – 2013» проходил сразу в двух городах: в Подольске и Москве.
Подмосковный Подольск. Очень красивый и уютный город. Стоит золотая осень, настоящее «очей очарованье». И хотя целыми днями идет дождь, он нисколько не портит настроение. Открытие конкурса. Нас встречают, как кинозвезд: оркестр, цветы, радостные улыбки. Затем замечательный концерт, теплые слова министра образования, фотография с победителем прошлого конкурса Александром Демахиным — все ярко и искренне. Конкурсные испытания начнутся завтра, а сегодня все 79 участников просто наслаждаются гостеприимством подольчан.
А затем наступают суровые будни конкурсанта. Первый день испытаний. У нашей группы представление своего инновационного опыта на Методическом объединении. Жюри возглавляет Галина Аркадьевна Обернихина, профессор, заведующая кафедрой преподавания русского языка и литературы АПК и ППРО. Конечно, все волнуются, но члены жюри ведут себя очень корректно, товарищи по группе поддерживают, и хочется все сделать на «отлично». Так что все идет по плану и конкурс набирает обороты.
Наверное, самым ответственным является конкурсное учебное занятие. Ты должен не просто дать хороший урок в незнакомом классе, но суметь за 30 минут увлечь ребят, сделать их своими союзниками и помощниками. Ко мне на занятие пришли ребята из 9 «А» класса школы №29 г. Подольска. В тематическом планировании тема предстоящего урока звучала довольно скучно: «Сентиментализм как литературное направление». Мне же хотелось, чтобы скуке не было места, поэтому мы отправились в «Сентиментальное путешествие» в 18 век: гостили в дворянской усадьбе, читали стихи и прозу, открывали особенности сентиментализма и удивлялись таланту Николая Михайловича Карамзина. Спасибо девятиклассникам и их прекрасной учительнице Ольге Евгеньевне за глубокие знания, умение думать и сопереживать.
«Что делать родителям, чтобы дети любили читать?» Именно такую тему мы обсуждали во время беседы с родителями на следующий день. Мне, как учителю-словеснику, приятно, что родители заинтересованы в том, чтобы дети читали, понимают значимость чтения в жизни человека. Но в основном они склонялись к тому, что чтение нужно для повышения грамотности, успешности, мне же хотелось подвести их к влиянию чтения на духовность человека, на формирование мировоззрения и культуры. Мы поняли друг друга и пришли к выводу, что ребенок будет читать тогда, когда будут читать родители, когда в семье будет воспитываться уважение к книге, неважно — печатной или электронной.
Еще одно серьезное испытание — разговор с учащимися, на этот раз с учениками 10 «Б» класса. Ребята, как и родители, сами выбирают тему для беседы. Мы говорили о здоровье, о его значимости в жизни человека. Интересно, что все десятиклассники увлечены каким-либо видом спорта, а одна девочка даже занимается боксом. К окончанию беседы ребята приходят к осознанию, что нужно беречь не только физическое, но и душевное здоровье, причем не только свое, но и здоровье своих близких. Мы предложили довольно много способов укрепления здоровья: от охраны природы до сокращения потребления гамбургеров, от занятий спортом до общения с хорошими людьми. Разговор получился живым и непосредственным.
Пришло время расставаться с Подольском, прощаться с большой и красивой школой №29. Было по-настоящему грустно, но впереди нас ждала Москва.
В столице конкурс продолжился для пятерки победителей. В эти три дня была напряженная программа: открытая дискуссия, «Круглый стол образовательных политиков», поездки в московские школы, подведение итогов конкурса.
Конкурс закончился. Определен абсолютный победитель и он только один. Но каждый участник чувствует себя окрыленным и вдохновленным. Мы приобрели уникальный опыт, подружились с коллегами из других регионов страны, выросли профессионально. Спасибо конкурсу за это!