Цель урока: содействовать формированию у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., защитниках и подвигах Ленинграда.
Задачи:
- формировать знания о Блокадном Ленинграде;
- способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;
- воспитывать патриотические чувства, историческую память, уважение к тем людям, кто стоял на защите нашей Родины.
Классный час по теме « Блокадный хлеб» состоялся в 8 г классе со слов: Стоит над Невой город большой и красивый город-герой, город-солдат, город-труженик — Санкт-Петербург. Не раз за свою историю город менял имя: Санкт-Петербург, просто Петербург, Петроград, Ленинград и снова Санкт-Петербург. Мы все прекрасно знаем о том, что сердце России — Москва, а душа России — Санкт-Петербург (Ленинград).
Сегодня мы будем говорить о Ленинграде, о человеческом мужестве, стойкости и самоотверженном патриотизме, о том, как в течение 900 дней шла оборона осажденного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
Город Ленинград оказался отрезанным от большой земли, запасы продовольствия вскоре закончились, население стало получать самую низкую норму за всё время блокады — 250г на рабочую карточку и 125г — на все остальные. Хлеб был сырой и состоял на две трети из примесей, его готовили из древесной целлюлозы и пшеничной пыли с мельницы. Он смешивался с горьким хлопковым маслом. Люди сдирали со стен обои, чтобы съесть клейстер, из столярного клея варили суп.
В этот момент всем детям в руки раздала тот самый 125 гр . «Блокадного хлеба». На несколько минут наступила тишина в классе, когда школьники двумя руками с изумлением и в то же время бережно держали те самые 125 гр. по классу кто-то тихо прошептал «всего…» а потом «можно попробовать…».
А дальше учащиеся внимательно слушали, держа в руках 125 гр «Блокадного хлеба», пока я показывала презентацию и говорила им о мужестве и стойкости людей, о том, что в осажденном городе не было ни растерянности, ни паники, на которую надеялся Гитлер. О том, что жители Ленинграда организованно тушили пожары и разбирали завалы обрушившихся зданий, спасая пострадавших, отражали налеты бомбардировщиков и стояли у станков, хоронили умерших, сберегали памятники культуры и оберегали город ото льда и снега. В суровых условиях блокады и голода, бомбардировок и обстрелов рабочие Ленинграда не переставали выпускать продукцию обороны. «Все для фронта, все для победы!» — это был девиз рабочих Ленинграда. Но в городе с каждым днем все больше ощущалась нужда в рабочих руках, ведь многие кадровые рабочие ушли на фронт. И молодежь бросила клич: «Заменим у станков отцов и старших братьев!» на заводы и фабрики пришли мальчики и девочки. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков.
Так же рассказала о знаменитой Дороге жизни — водная трасса летом и ледовая зимой, обеспечивавшая связь Ленинграда со страной по Ладожскому озеру. Эта коммуникация приобрела стратегическое значение, она помогла отстоять советским людям колыбель Великого Октября.
Когда я дошла до рассказа об одиннадцатилетней ленинградской школьнице Тане Савичевой, как она в дневнике делала краткие записи о том, как у нее на глазах умирали ближайшие родственники, у многих детей проступили слезы на глазах…
Закончила классный час со словами: страшный был итог блокады, за 900 дней погибло 800 тысяч человек. 27 января 1944 г. в результате Ленинградско-Новгородской операции блокада была снята, и торжественный салют возвестил миру, что Ленинград полностью освобожден. Гитлер не смог покорить и убить душу России – Ленинград, потому что, советский народ непоколебим! Помните о том, что над нами мирное небо, яркое солнце, счастливое детство – цена всему человеческие жизни наших дедов и прадедов… Давайте помнить об этом!!!
Классный руководитель 8 г класса: Медведева Н.В. ���C����