Суббота , 27 Апрель 2024
Вы здесь: Главная » Аннотация к рабочим программам начального общего образования

Аннотация к рабочим программам начального общего образования

Аннотации к рабочим программам дисциплин

начального общего образования (ФГОС)  МОУ СОШ № 2

 

Русский язык

Программы составлены на основе ООПНОО (п.16 в редакции Приказа Министерства образования и науки от 22.03.2011г №2357). Программы по русскому языку  соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту и обеспечены учебниками:

система Л.В. Занкова:  1 класс: авт. Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец;

                         2-4 класс: авт. Н.В. Нечаева.

Данные учебники выпускает самарское издательство «Учебная литература» Корпорации «Федоров»;

система РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова:

                                       1 класс: авт. В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, В.А. Левин;

                  2-4 класс: авт. В.В. Репкин, Т.В. Некрасова, Е.В. Восторгова.

Данную литературу выпускает издательство «Вита-пресс»;

образовательная система «Школа 2100»:

                                     1 класс: авт. О.В. Пронина, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина;

                2-4 класс: авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.

Учебную литературу  выпускает издательство «Баласс» .

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

•   формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программы определяют ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Литературное чтение

Программы составлены на основе ООПНОО (п.16 в редакции Приказа Министерства образования и науки от 22.03.2011г №2357). Программы по литературному чтению  соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту и обеспечены учебниками:

                                          система Л.В. Занкова:  авт. В.Ю. Свиридова .

Данные учебники выпускает самарское издательство «Учебная литература» Корпорации «Федоров»;

                                         система РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова: авт. Е.И. Матвеева.

Данную литературу выпускает издательство «Вита-пресс»;

                                          образовательная система «Школа 2100»:  авт. Р.Н. Бунеев,

Е.В. Бунеева.

Учебную литературу выпускает издательство «Баласс».

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Цели обучения литературному чтению в начальной школе:

1) овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

2)  развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

3) обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

Английский язык

Программы составлены на основе ООПНОО (п.16 в редакции Приказа Министерства образования и науки от 22.03.2011г №2357). Программы по английскому языку соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту и обеспечены учебниками и рабочими тетрадями Милли/Millie, авт.  С.И. Азарова и др.

Издается учебная литература в г. Обнинск , издательство «Титул».

 Иностранный язык как школьный предмет в современном мире перестает быть целью обучения, а становится средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; служит целям воспитания качеств гражданина, патриота, развитию национального самосознания. Поэтому предусмотрено внедрение НРК, использование ИКТ, ТСО на каждой ступени обучения. Кроме того, за основу будет взято применение современных педагогических технологий.

 Рабочие программы предназначены для 2-4 классов   и составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, с учетом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

 Цели  и задачи обучения

Цели:

В процессе изучения английского языка реализуются следующие цели:

  • · развитие личности, речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения младшего школьника; мотивации к дальнейшему овладению английским языком;
  • · формирование умений общаться на английском языке с учетом речевых       возможностей и потребностей младших школьников; элементарных     коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;
  • · обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования английского языка как средства общения;
  • · освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на английском языке;
  • · приобщение детей к новому социальному опыту с использованием английского языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
  • · формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений.

Задачи:

  • · формировать у младших школьников отношение к иностранному языку как средству межличностного и межкультурного общения на основе взаимопонимания с теми, кто говорит и пишет на изучаемом языке, а также как средству познавательной деятельности через устное общение, чтение, слушание и письменную речь;
  • · развивать на доступном уровне системные языковые представления младших школьников об изучаемом языке, его функционировании в устной и письменной речи, расширяя лингвистический кругозор учащихся и обеспечивая усвоение лексико-грамматических средств;
  • · создавать педагогические условия для приобщения младших школьников к новому для них миру общения на изучаемом языке, преодоления языкового и культурного барьера и формирования мотивации овладения новыми коммуникативно-социальными умениями;
  • · воспитывать качества личности учащихся начальной школы, их нравственно-ценностную ориентацию, эмоционально-чувственную сферу, а также познавательные способности, мышление и творчество в ходе овладения языковыми знаниями на коммуникативной основе;
  • · включать младших школьников в новый для них социально-коммуникативный опыт средствами обучающей игры, драматизации, фольклора, музыки, моделирования жизненных ситуаций, обсуждения доступных возрасту проблем, учебного сотрудничества и проектной деятельности;
  • · обучать учащихся начальной школы универсальным познавательным стратегиям и способам работы с компонентами учебно-методического комплекта, мультимедийным приложением, учебной информацией в сети Интернет, символико-графической репрезентацией знаний, а также учебному сотрудничеству.
  • ·

Математика

          Программы составлены на основе ООПНОО (п.16 в редакции Приказа министерства образования и науки от 22.03.2011г №2357). Программы по математике соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту и обеспечены учебниками:

система Л.В. Занкова: авт. И.И. Аргинская.

Данные учебники выпускает самарское издательство «Учебная литература» Корпорации «Федоров»;

               система РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова: авт. В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева.

Данную литературу выпускает издательство «Вита-пресс»;

             образовательная система «Школа 2100»: авт. Л.Г. Петерсон.

Издательство «Ювента» выпускает учебники по данной программе.

        Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.  Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий.

Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

Основными целями начального обучения математике являются:

  • · Математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающих предметов, процессов, явлений в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать  обоснованные и необоснованные суждения.
  • · Освоение начальных математических знаний. Формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики: вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания, вариантов); понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций; работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений. Проявлять математическую готовность к продолжению образования.
  • · Воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Программы определяют ряд задач, решение которых направлено на    достижение основных целей начального математического образования:

  • • формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
  • • развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
  • • развитие пространственного воображения;
  • • развитие математической речи;
  • • формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
  • • формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
  • • формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
  • • развитие познавательных способностей;
  • • воспитание стремления к расширению математических знаний;
  • • формирование критичности мышления;
  • • развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

Окружающий мир

 Программы составлены на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования (п. 16 в редакции Приказа Министерства образования и науки РФ от 22.03.2011г№2357), разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и обеспечены учебниками:

система Л.В. Занкова: авт. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков.

Данные учебники выпускает самарское издательство «Учебная литература» Корпорации «Федоров»;

               система РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова: авт. Е.В. Чудинова.

Данную литературу выпускает издательство «Вита-пресс»;

             образовательная система «Школа 2100»: авт. А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, О.В. Бурский, А.С. Раутиан .

Издательство «Баласс» выпускает учебники по данной программе.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Музыка

Рабочие программы по музыке созданы на основе:

• федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования по искусству;

      • примерной программы начального общего образования по музыке;

• программы «Музыка» для 1–4 классов; авторы: В.О. Усачева, Л.В. Школяр, В.А. Школяр;

• учебного плана МОУ МСОШ №2 им. Ю.Б. Шагдарова на 2014-2015 учебный год.

Основные содержательные линии

Основными содержательными линями являются: обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям; усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке; овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки); обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.

Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках учебной программы и получает последовательное многоаспектное воплощение в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

         Предмет музыка начальной школы имеет целью формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников, введение детей в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:

  • · формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
  • · воспитание интереса  и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
  • · развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
  • · совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);
  • · накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллектива.

· расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;

· активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);

В программах также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

 Изобразительное искусство

Программы составлены на основе Примерной программы по изобразительному искусству Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки  РФ №373 от 6 октября 2009 года)  «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования» и обеспечены учебниками:

система Л.В. Занкова: авт. Б.М. Неменский.

Данные учебники выпускает издательство «Просвещение»;

               система РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова: авт. Ю.А. Полуянов.

Данное методическое пособие выпускает издательство «Вита-пресс»;

             образовательная система «Школа 2100»: авт. О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская.

Издательство «Баласс» выпускает учебники по данной программе.

В основу программ положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства  —   традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли   художника    в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

 Технология

Программы составлены на основе Примерной программы по технологии  Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ №373 от 6 октября 2009 года)  «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования»

         Программы разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и  обеспечены учебниками:

система Л.В. Занкова: авт. Т.Н. Проснякова.

Данные учебники выпускает самарское издательство «Учебная литература» Корпорации «Федоров»;

               система РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова: авт. Ю.А. Полуянов.

Данную литературу выпускает издательство «Вита-пресс»;

             образовательная система «Школа 2100»: авт. О.А. Куревина, Е.А. Лутцева.

Издательство «Баласс» выпускает учебники по данной программе.

     Возможности предмета «Технология» выходят за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологической картине мира. В начальной школе при соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей. Знание последовательности этапов работы,  четкое выполнение алгоритмов, строгое следование правилам необходимы для успешного выполнения заданий на любом школьном предмете.

Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

 Цели изучения технологии в начальной школе:

  • · Овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.
  • · Освоение продуктивной проектной деятельности.
  • · Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Основные задачи курса:

— духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;

— развитие эмоционально-ценностного отношения   к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;

— формирование умения  осуществлять  личностный  выбор способов деятельности, реализовать их  в практической деятельности,  нести ответственность за результат своего труда;

— формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;

— развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;

— формирование целостной картины мира (образа мира) на основе  познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы,  освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии  процесса выполнения изделий в проектной деятельности;

—  развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов  на основе  связи  трудового и технологического образования  с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;

— формирование  мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;

— гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;

— развитие творческого потенциала личности в  процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;

— формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии  изготовления любых изделий;

— развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;

— формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

— обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции,   работе над изделием в формате и логике проекта;

— формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе  в практику изготовления изделий  ручного труда,  использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;

—  обучение приемам работы с  природными,  пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с  конструктором, формирование  умения подбирать   необходимые  для выполнения изделия инструменты;

— формирование привычки неукоснительно соблюдать  технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;

— формирование первоначальных умений  поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке,  умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера;

— формирование коммуникативных умений  в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и  принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);

— формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата;

— формирование потребности  в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.

 

Физическая культура

 Программы составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования (п.16 в редакции Приказа Министерства образования и науки РФ от 22.03.2011г. №2357) и обеспечены учебной литературой, автор которой В.И. Лях, издательство «Просвещение».

Физическая культура- обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждений. Предмет «Физическая культура» является основой физического воспитания школьников. Программа по предмету «Физическая культура» для учащихся начальной школы разработана в соответствии с положениями в Федеральном законе «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007г. №329-Ф3 отмечено, что организация физического воспитания и образования в образовательных учреждениях включает в себя проведение обязательных знаний  по физической культуре в пределах основных образовательных программ  в объёме, установленном государственными образовательными стандартами. При создании программы учитывались потребности современного российского общества в физически крепком и дееспособном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, использовать ценности физической культуры для самовоспитания, саморазвития и самореализации. В программе нашли свое отражение объективно сложившиеся реалии современного социокультурного развития общества, условия деятельности образовательных учреждений, требования учителей и методистов о необходимости обновления содержания образования, внедрения новых методик и технологий в образовательно-воспитательный процесс.

Целью учебной программы по физической культуре является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие интереса и творческой самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий физической культурой. Реализация данной цели обеспечивается содержанием учебного предмета дисциплины «Физическая культура», в качестве которого выступает физкультурная (двигательная) деятельность человека, ориентированная на укрепление и сохранение здоровья, развитие физических качеств и способностей, приобретение определенных знаний, двигательных навыков и умений.

Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач:

– укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;

– совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;

– формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;

– развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;

– обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.

Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью. Освоение предмета данной деятельности способствует не только активному развитию физической природы занимающихся, но и формированию у них психических и социальных качеств личности, которые во многом обусловливают становление и последующее формирование универсальных способностей (компетенций) человека. Универсальность компетенций определяется в первую очередь широкой их востребованностью каждым человеком, объективной необходимостью для выполнения различных видов деятельности, выходящих за рамки физкультурной деятельности.

В число универсальных компетенций, формирующихся в начальной школе в процессе освоения учащимися предмета физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью, входят:

– умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;

– умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

– умение доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

 Факультативный курс «Мир робототехники» во 2-4 классах

Программы разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования и обеспечены конструкторами: развивающим игровым конструктором K´nex – 1 комплект и робототехническим конструктором LegoWedo – 3 набора.

Главной целью курса является овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координации «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости), развитие навыков взаимодействия в группе.

   Задачи:

Образовательные:

— Организовать активную внеурочную деятельность учащихся на основе знакомства с современными направлениями развития робототехники.

— Реализовать на занятиях межпредметные связи с окружающим миром,  математикой.

Развивающие:

— Развивать мелкую моторику, внимательность, аккуратность.

— Развивать творческие способности и логическое мышление детей.

— Развивать  умение наблюдать окружающий мир как сложную систему взаимосвязанных объектов.

— Развивать образное, техническое мышление и пространственное воображение учащихся.

Воспитательные

— Повышать мотивацию учащихся к изобретательству и созданию собственных проектов.

— Формировать навыки работы в команде: распределение между собой обязанностей, освоение культуры и этики общения.

Бурятский язык

   Программы разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, а также на основе авторской программы по бурятскому языку С.Ц. Содномова, Р.С. Дылыковой, Б.Д. Содномовой и обеспечены учебниками и рабочими тетрадями « Эрдэни: Буряад хэлэн», авт Э.П. Нанзатова. Выпускает данный учебник издательство «Бэлиг», г. Улан-Удэ Бурятия.

Младший школьный возраст отличается общительностью и эмоциональностью. У них интенсивно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление. Формируется способность к словесно-логическому мышлению, рассуждению.

Изучение бурятского языка способствует развитию речевых способностей младших школьников, что положительно сказывается на развитии речи учащихся на русском языке, также изучение бурятского языка позволяет расширить словарный запас младшего школьника на русском языке за счет заимствованных слов.

Одним из приоритетов начального образования признается развитие личностных качеств и способностей ребенка в процессе приобретения им опыта разнообразной деятельности — учебно-познавательной, практической, социальной. Наряду с коммуникативными заданиями, которые обеспечивают приобретение учащимися опыта практического применения бурятского языка в различном социально-ролевом и ситуативном контексте, курс насыщен заданиями учебно-познавательного характера. Деятельностный характер курса позволяет сочетать речевую деятельность на бурятском языке с другими видами деятельности (игровой, познавательной, художественной и т. п.), осуществляя разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать общеучебные умения и навыки.

Обучение бурятскому языку на начальном этапе обладает выраженной спецификой по сравнению с последующими этапами. На первых годах обучения происходит интенсивное накопление языковых средств, необходимых для решения достаточно широкого круга коммуникативных задач.

Цели начального этапа обучения:

В процессе изучения курса важно реализовать следующие цели:

формирование умений общаться на бурятском языке с учетом речевых возможностей, потребностей и интересов младших школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении,  внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему аудировании, чтении и письме;

развитие личности ребенка, его речевых способностей изучению бурятского языка на последующих этапах школьного образования;

обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании бурятского языка как средства общения;

освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на бурятском языке:  формирование некоторых универсальных лингвистических понятий (звук, буква, слово, предложение, части речи, интонация и т. п.), наблюдаемых в русском и бурятском языках;

знакомство с некоторыми обычаями бурят, детским песенным, стихотворным и сказочным фольклором, произведениями детской художественной литературы на бурятском языке;

формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений;

развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей;

приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения.

Модуль «Хороший читатель»

Современным школьникам жить и работать в 21 веке. Одно из непременных условий продуктивной деятельности в 21 веке-освоение техники быстрого, осознанного чтения. Но, к сожалению, наши дети не любят читать. И только система обучения чтению, основанная на реализации законов развития психики, на стимулировании интереса к процессу чтения, поможет решить эту проблему.

Решить эту проблему поможет модуль «Хороший читатель».

Целью курса является формирование младших школьников как сознательных читателей, проявляющих интерес к чтению, владеющих оптимальным навыком чтения (на уровне возраста), определенной начитанностью, нравственно-эстетическим и гражданским развитием.

Задачи курса:

1.Формировать представления о различных сторонах оптимального навыка чтения, о его роли в жизни человека.

2. Ознакомить с технологиями формирования оптимального навыка чтения разных авторов: Кушнира А., Федоренко И., Эдигея В., Омороковой М., Зайцева В., Швайко В. и других.

3.Развивать память, внимание, мышление, речевой аппарат младших школьников.

4 Развивать у обучающихся навык безошибочного , сознательного , выразительного чтения целыми словами, развивать умение переходить с одного вида  чтения на другой.

5.Формировать у обучающихся видение своего места в решении данной проблемы, развивать установку на стремление постоянно совершенствовать навык чтения, активизировать творческие способности.

В содержании курса предусматривается обучение чтению по всем его линиям: усвоение форм, видов и способов чтения, расширение круга чтения и слушания детских книг, связи чтения со всеми видами речевой деятельности.

В реализации предложенной программы используются различные активно-игровые методы обучения.

Важное место отведено практическим занятиям, построенным на основе развития интереса к чтению, использования компьютерных технологий.

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля *

*

Вверх