Пояснительная записка
Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №2» разработана на основе проблемного анализа результатов работы школы, Закона Российской Федерации «Об образовании», в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре основной образовательной программы, с учетом предложений «Примерной основной образовательной программы основного общего образования» (М.: Просвещение, 2011) и «Примерной основной образовательной программы основного общего образования» (Эврика, январь 2012г).
Определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на информатизацию и индивидуализацию обучения учащихся, формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.
Основная образовательная программа школы является программой развития данного образовательного учреждения. Школа имеет государственную аккредитацию (лицензия на право осуществления образовательной деятельности №346914 от 20.03.2011 года). Программа учитывает тип и вид образовательного учреждения, а также образовательные потребности и запросы участников образовательного процесса.
Набор обучающихся в школу проводится без конкурса с учетом места жительства, желания родителей и учащихся из других микрорайонов при наличии свободных мест в классах.
На основной ступени реализуются 134 общеобразовательные программы по предметам, 44 – экспериментальные программы по разновозрастному обучению и коррекционные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Сроки реализации программы: 2012 – 2017 учебные годы. Этапы:
– первый этап – 5-6 классы как образовательный переход от младшего школьного к подростковому возрасту, обеспечивающий плавный и постепенный, без стрессовый переход обучающихся с одной ступени образования на другую; формирование направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества.
– второй этап – 7-9 классы как этап самоопределения подростка через опробования себя в разных видах деятельности, координацию разных учебных предметов; переход от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временнóй перспективе; формирование у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром; овладение коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитие учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками.
В соответствии с ФГОС общего образования в основе создания и реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
— определение ведущим в построении содержания учебных дисциплин задачный принцип обучения;
— раскрытие базовых научных понятий в учебных предметах через цели, способы и средства человеческих действий, лежащих за этими понятиями, которые задаются в виде ситуаций, обеспечивающих самостоятельный поиск и открытие этих средств и способов;
— создание условий для присвоения культурных предметных способов и средств действия за счет разнообразия организационных форм работы, обеспечивающих учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), роста творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащения форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
— формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
— проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
— активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
— создание инструментов, позволяющих соотносить полученный результат действия и намеченную цель, и обеспечивающих непрерывный мониторинг образования для всех его участников.